Грамотная адаптация

Как подготовить ребенка к детскому саду? Статья врача-специалиста.
Начало посещения детского сада — новый этап в жизни ребенка, связанный с приспособлением и привыканием к новой обстановке, условиям, коллективу. Изменение образа жизни, новое окружение для ребенка являются большим стрессом. Поэтому каждому малышу необходимасвоевременная подготовка к детскому саду, чтобы облегчить этот период. Такую подготовку следует начать за несколько месяцев до поступления в детский сад. Рекомендации дает врач-педиатр «Доктор плюс» Вдовина Елена Леонидовна.
Необходимые навыки перед детским садом
Желательно, чтобы ребенок обладал навыками самообслуживания:
умел есть самостоятельно, пользоваться ложкой, вилкой, кружкой;
умывался
мог одеваться и раздеваться (одежда должна быть удобной и практичной, желательно с застежками-кнопками, а обувь с липучками, чтобы ребенку было проще самому одевать и раздевать себя);
пользовался горшком или туалетом, не стеснялся проситься, в случае необходимости.
Обладая этими навыками, ребенку будет гораздо комфортнее находиться в детском саду, где поблизости не будет мамы.
Важным умением является способность малыша играть в сюжетные игры и в коллективе, например, в больницу, магазин или дом. Чем большими навыками игрового процесса будет обладать ребенок, тем проще ему будет влиться в детский коллектив, найти общий язык.
Рекомендуемый режим дня ребенка
В каждой семье существует свой распорядок дня, который обычно отличается от распорядка в детском саду. Мгновенно перестроиться малыш не сможет, поэтому, чтобы облегчить период адаптации, вводите новый режим заранее. За несколько месяцев приучайте ребенка просыпаться за 1–1,5 часа до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. То есть, ваш примерный распорядок дня должен быть таким:
7–30 — подъем, сборы в детский сад;
8–30 — время прихода в детский сад;
8–45 — завтрак;
10–30 — 12-00 — прогулка;
12–15 — 12–45 — обед;
13–00 — 15–00 — дневной сон;
15–30 — полдник.
Если ребенок не спит днем, пусть просто лежит в постели в дневное время. А чтобы скоротать время, научите его пальчиковым играм, читать стихи, вспоминать радостные события, считать или сочинять сказки.
Питание ребенка: как правильно подобрать меню?
Домашнее меню желательно приблизить к рациону детского сада — это снизит вероятность капризов и отказа от еды. Принимайте пищу в одно и то же время, исключите переедания на ночь.
Организуйте качественное, разнообразное и сбалансированное питание ребенка так, чтобы в его ежедневное меню входили различные группы продуктов, богатые витаминами, минералами и микроэлементами.
Принимайте дополнительные минеральные комплексы и витамины по назначению врача.
Если к началу посещения детского сада сохраняется грудное вскармливание, его не следует прерывать, чтобы обеспечить психологический комфорт и защиту малышу.
Знакомство с детским садом
Рассказывайте ребенку, что такое детский сад, для чего он нужен. Гуляйте около детского сада, осмотрите площадки, познакомьтесь с другими детьми из группы и воспитателем. Чем больше малыш узнает заранее, тем увереннее будет себя чувствовать и быстрее привыкнет к новой обстановке.
Настраивайте малыша на формирование дружеских отношений с другими детьми и воспитателями. Создавайте позитивный образ детского сада и коллектива. Пусть ребенок убедится, что здесь совсем не страшно, а наоборот хорошо, весело и интересно.
Укрепление иммунитета
Укрепляйте иммунитетребенка с помощью ежедневных прогулок на свежем воздухе независимо от погоды (в парках, скверах, вдали от магистралей и торговых центров). Обеспечьте достаточную двигательную нагрузку: катание на велосипеде, коньках, лыжах, подвижные игры на свежем воздухе, посещение бассейна.
Ребенку необходим достаточный сон в прохладном помещении, не менее 15–16 часов для ребенка 2–4 лет. Оптимальная температура воздуха в комнате должна быть 18–22˚С, относительная влажность 50–70%. Не перегревайте и не кутайте ребенка, т. к. создание тепличных условий препятствует нормальному формированию механизмов терморегуляции и иммунитета ребенка.
Регулярно проводите проветривание и влажную уборку, уберите из детской комнаты «пылесборники».
Исключите длительный просмотр телевизора и игры на компьютере, пассивное курение.
Медосмотр и вакцинация перед детским садом

С поступлением в детский сад у ребенка повышаются психоэмоциональная и физическая нагрузки, поэтому необходимо убедиться, что ребенок здоров и готов к новому периоду в его жизни.
Для этого необходимо пройти обязательный медицинский осмотр перед детским садом, который включает в себя ряд специалистов: гинеколога/уролога, хирурга, невролога, офтальмолога, оториноларинголога (ЛОР), стоматолога и педиатра. А также ряд анализов: клинический анализ крови, мочи, глюкоза (б/х анализ крови), кал на яйца гельминтов, соскоб на энтеробиоз.
К началу посещения детского сада ребенок должен быть вакцинирован в рамках национального календаря прививок, т. к. в первый год посещения из-за частых эпизодов ОРИ это сделать затруднительно, что повышает риск заражения. Важно привить ребенка против гемофильной и пневмококковой инфекции, а перед сезоном эпидемий — против гриппа. Не стоит начинать посещать коллектив в период обострения хронических заболеваний, это может усугубить состояние ребенка. Желательно санировать имеющиеся очаги хронической инфекции и вылечить фоновые заболевания.
Следуйте этим советам, и адаптация вашего ребенка к детскому саду пройдет значительно легче!

Рекомендации давала Вдовина Елена Леонидовна, врач — педиатр «Доктор плюс»

http://www.doktorplus.net/health_school/kak-podgotovit-rebenka-k-detskomu-sadu/

 

 

Подготовка и адаптация детей и их родителей к детскому саду. Советы педагога-психолога.

Эта статья ориентирована на родителей, чьи детки готовятся или уже готовы к  поступлению в детский сад. Здесь мы перечислим главные страхи и опасения, сопровождающие родителей и их детей во время подготовки и адаптации к детскому саду, а также поговорим о том, как с ними справляться.

Ни для кого не секрет, что подготовка и адаптация к детскому саду задача нисколько не легче, чем подготовка к сдаче первых вступительных экзаменов в жизни ребенка, которые он сдает при поступлении в первый класс.

Итак, первый вопрос, который встает перед родителями – это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. По мнению психологов, раньше 3,5 – 4 лет с садиком торопиться не стоит – в этом возрасте малыш уже больше понимает и осознает, проявляет самостоятельность, владеет речью. Однако, как показывает опыт многих воспитателей и педагогов именно к этому возрасту привычки, характер ребенка уже во многом сформированы, и большинству из детей порой бывает очень трудно принять для себя ту коллективную систему, которую представляет из себя тот или иной детский сад. К тому же далеко не всегда у родителей есть возможность так долго находиться с ребенком в декретном отпуске. Поэтому большинство детей начинает посещать детский сад около 2 лет.

Вопрос с выбором детского сада тоже стоит часто очень остро. Перед тем, как решить поступить в тот или иной садик, полезно будет поговорить с родителями, чьи дети посещают приглянувшийся детский сад, почитать отзывы о детских садах. Стоит пройтись по ближайшим садикам, посмотреть, как гуляют дети, поговорить с воспитателями, заведующими или руководителями (если детский сад относится к частным детским садам) – ведь именно от воспитателей во многом зависит, будет ли ребенок посещать детский сад с удовольствием. Узнайте также, по какой программе работает детский сад, в который вы планируете пойти.

Если есть выбор – желательно, чтобы садик находился недалеко от дома, если дорога в садик будет очень длинной, то это, как и необходимость раннего подъема, будет утомлять ребенка. Если у вашего малыша имеются какие-то особенности в здоровье или развитии, лучше, чтобы он попал в специализированный садик (логопедический, ортопедический, детский сад для детей с нарушениями слуха, зрения и др.). В таких садиках обычно малокомплектные группы и с детьми помимо воспитателей занимаются профильные специалисты, проводятся лечебные и профилактические процедуры, специальные занятия. Единственный минус – в них обычно не принимают детей раньше 3-4 лет.

Итак, поговорим о подготовке к детскому саду. Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика. Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая и опытная воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского сада будет раз от раза усиливаться. В такой ситуации, постарайтесь расширить круг общения ребенка – чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как себя ведут дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Например, если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе. Учите ребенка знакомиться – сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек – пусть это будет даже самая обычная игра в мяч – главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Узнайте, есть ли в понравившемся вам садике группа кратковременного пребывания. Обычно в такие группы набирают детей до 2 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант – если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести группу, куда будет поступать ваш малыш. Познакомьтесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаковый во всех детских садах и может отличаться где-то на полчаса. Конечно, неработающей маме довольно сложно дома организовать точно такой же режим, но приученному к нему малышу будет во много раз легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13:00 – 15:00 ваш малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть, приучайте его просто спокойно лежать. Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша из детского садика до сна, может сильно затянуться. Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница, магазин и т.д.), они учат ребенка общению, учат грамотно выражать свои эмоции, знакомят с окружающим миром. Обязательно играйте с ребенком в «детский сад», рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия, где его ждут заботливые и любящие его воспитатели и педагоги. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце, горшочек. Пусть игрушки малыша станут «детками», которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него – вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью становится больше, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются. Попросите у заведующей или руководителя (если детский сад частный) садика, в который вы собрались отвести свою кроху, разрешения прийти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители). Пусть малыш посмотрит, как детки гуляют, чем они занимаются на прогулке.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание – «попрыгаем, как зайчики», «полетаем, как птички» и т.д. Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, то он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) – обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию. Дайте малышу в руки ложку, покажите, как ей нужно правильно пользоваться. Объясните, что за столом не играют и тем более не смотрят телевизор. К сожалению, многим мамочкам гораздо проще посадить ребенка перед телевизором во время приема пищи и спокойно заняться своими делами. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Еще один немало важный момент, приучайте ребенка находиться за столом с начала и до конца приема пищи. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом. Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка – пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть вещи.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого –  новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик, а также стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма. Самый простой способ укрепить иммунитет – это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде, ходите в гости, не бойтесь давать питье из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице.

Итак, если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад и зачем он будет туда ходить. И хотя многие воспитатели и педагоги говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно кушать, пользоваться горшком, принимать активное участие в одевании и мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками, не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. В группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые же, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально – ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика – часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит. И таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже «регрессировать» — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно. В этот период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка – свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще целовать и обнимать кроху – телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова «впал в детство», стал хуже себя вести – отнеситесь к этому с пониманием.

И самое главное, что поможет облегчить этот сложный период – ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего – ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик – это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо – эти же чувства будут передаваться и ему!

Заранее пообщайтесь с воспитателями о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье – обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель или педагог, который будет работать с вашим малышом. Эта информация очень поможет в дальнейшем найти индивидуальный подход к вашему ребенку. Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда. В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов – ребенка приводят на час – полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще 1-2 недели вы забираете его сразу после сна. Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже буквально со второй недели они просят оставить ребенка на целый день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Хочется также отметить, что не следует затягивать некоторые режимные моменты. Например, не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверенно скажите малышу, что сейчас вы уйдете, но обязательно вернетесь за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о «прощальном ритуале», например, что обязательно помашете ему в окошко. Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа или бабушка). Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать ему о доме. Можно, например, дать ему с собой «ключ от квартиры», без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика. Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, сказав о том, что в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с кем-нибудь из игрушек, посмотреть, как кормят животных, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая кукла или машинка?

Для того, чтобы понять как воспринимает ваш малыш новое место, играйте с ним дома в «детский сад», пусть игрушки возьмут на себя роли «детей» и «воспитателей».

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение – болезнь с температурой.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду! Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако, ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, понимает для себя необходимость его посещения. Не стоит ждать, что ваш малоежка, адаптировавшись, начнет просить на завтрак добавки или превратится в заводилу группы, хотя дома он предпочитает тихонько рассматривать картинки в книжках.

Адаптировавшись, ребенок вновь станет «самим собой», исчезнут нетипичные для малыша поведенческие реакции (например, истеричность у спокойного ребенка или вялость, безучастие ко всему у маленького холерика), нормализуется сон, пройдут проявления возможного регресса в развитии.

Но иногда бывает так, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется, а появляются все новые психоэмоциональные проблемы (страхи, истерики, возможно появление нервных привычек, которых раньше не было, агрессия или тревожность, пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш по-прежнему сильно кричит, постоянно плачет в группе, не идет на контакт с детьми и воспитателями, то это говорит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком случае вам обязательно следует обратиться к хорошему психологу, который поможет разобраться в причинах дезадаптации. Причин может быть несколько, во-первых, может быть, что именно для вашего малыша возраст около 2-3 лет – слишком ранний возраст для посещения детского сада. Если у вас есть возможность еще год посидеть дома, то лучше отложить начало посещения детского сада до более старшего возраста. Либо, ваш малыш просто «не садиковский».

Надеемся, что статья будет полезна многим родителям. Желаем вам успехов в подготовке и легкой адаптации к детскому саду, который вы выбрали для вашего крохи!